Скорость, развиваемая велосипедистом

Скорость велосипеда

Велоспорт - один из самых распространенных видов спорта нашего столетия. Уходящий корнями в далекий XIX век, он не теряет своей популярности среди любителей и по сей день. Этому способствует не только желание быть здоровым и сильным, но и разнообразие видов и направлений катания, начиная от прогулочных велосипедов и заканчивая трюковыми дисциплинами BMX и MTB. Среди любителей большим спросом пользуются шоссейные и городские велосипеды, которые универсальны в использовании и способны достигать максимальных скоростей.

Как же определить скорость на велосипеде?

Именно этим вопросом задаются новички и любители катания. Следует отметить, что велосипедисту во время езды кажется, что скорость значительно больше, нежели она есть на самом деле. Определить реальную скорость велосипеда можно с помощью специального велокомпьютера. Такие гаджеты очень удобны: они замеряют не только скорость непосредственно в момент езды, но и среднюю скорость вашей поездки. К тому же, зачастую, эти приборы оснащены функцией записи километража, способны также измерять пульс спортсмена и рассчитывать количество потраченных калорий. И еще одним приятным бонусом является цена такого бортового компьютера: начальные модели можно приобрести и за 270 гривен.

Какую скорость можно развить на велосипеде?

Стоит помнить о том, что на скорость велосипеда влияет множество факторов, о которых мы расскажем чуть позже. Если же говорить в общих чертах, то средняя скорость, которую может поддерживать обычный любитель на прямой, колеблется в диапазоне 25 – 30 км/ч на шоссейном велосипеде и ниже - 20 км/ч на горном байке. При этом максимальная скорость по прямой может достигать 40 и 30 км/ч соответственно.

Как тип велосипеда влияет на скорость?

Геометрия рамы, размер колес, ширина руля, вес деталей – всё это не только влияет на скорость езды, но и определяет тип велосипеда и цели, в которых вело-транспорт следует использовать. Мы расскажем о самых популярных моделях, их свойствах и возможной скорости.

Городской (прогулочный) велосипед создан для катания по ровной дороге или относительно гладкой лесной тропе. Геометрия рамы не рассчитана на слишком большие скорости, так как используется для комфортных прогулок с семьей или друзьями. Часто можно встретить прогулочные велосипеды с заниженной рамой – женской. Также встречаются модели с переключателями скоростей, что позволяет выставлять нужную передачу на определенном участке дороги. Весят такие велосипеды не много – в среднем около 14 кг. Могут развить скорость до 23 км/ч, а средняя скорость останется в пределах 12-17 км/ч в городе и около 20 км/ч на трассе.  

• Геометрия шоссейного велосипеда (шоссера) разработана специально для скоростного катания. Главной особенностью конструкции является очень высокая рама, параллельная земле, узкие обода и покрышки, а также узкий руль со специальными ручками. Ехать на шоссере следует максимально прижавшись грудью к рулю. Такой велосипед более аэродинамичен, поэтому на нем легче развить и поддерживать среднюю скорость в 28-33 км/ч.

MTB велосипеды (горные). Существует множество видов горных велосипедов с различными характеристиками, весом и геометрией. Основная цель MTB – езда по пересеченной местности. В большинстве моделей горных велосипедов в конструкции используется передний амортизатор в виде мягкой вилки. Реже встречаются так называемые двухподвесы – велосипеды с передним и задним амортизатором. Присутствуют передачи. Весят такие велосипеды от 13 до 27 кг в зависимости от комплектации и профильного предназначения. Руль у МТВ широкий, колеса крупные с широкими покрышками. Так как протектор на таких велосипедах агрессивный, средняя скорость по шоссе составляет примерно 25 км/ч. Если сменить покрышки на слики, скорость увеличивается на 3-4 км/ч. В условиях пересечённой местности скорость, как правило, составляет от 10 до 15 км/ч.

Что такое накат велосипеда и от чего он зависит?

Накат – это количество сил, которые нужно потратить на преодоление определенного отрезка пути. Также под накатом следует подразумевать расстояние, которое велосипед проезжает без прокручивания педалей. На накат влияет множество факторов, из которых мы выделили 8 основных.

1. Покрышки и вид протектора. Для езды на твердой поверхности (асфальт, бетон, плиты) лучше всего подходят узкие слики (лысая резина без рисунка). А вот агрессивную резину с шипами и рисунком следует оставить для песка и мягкой почвы.

2. Размер колес. Как и в автомобилях, в велосипедах размер колеса имеет огромное значение. Чем больше колеса, тем лучше они катят. К тому же, такие колеса легче преодолевают мелкие неровности и ямки.

3. Масса колес. Колесо состоит из нескольких деталей: втулка, спицы, обод, камера и покрышка. И каждый элемент играет роль. Чем легче колесо, тем меньшую нагрузку вы совершаете для того, чтобы толкать велосипед.

4. Качество втулки. При одинаковом весе колес разные втулки могут иметь разный накат. Проверить это очень легко. Стоит лишь перевернуть велосипед и рукой прокрутить колесо. Чем дольше колесо будет вращаться, тем лучше работает втулка. Лучше всего использовать втулки на промышленных подшипниках.

5. Давление в камере. Чем тверже колесо – тем легче ехать по гладкой поверхности.

6. Масса велосипеда. Больший вес велосипеда так же, как и вес колес, требует больше сил для езды. Именно поэтому профессиональные спортивные модели изготавливаются из легкого, но прочного карбона.

7. Материал рамы. Чем жестче рама, тем лучше у нее накат. Чаще всего велосипеды изготавливаются из алюминия. Это наиболее прочный материал. Многие производители также искусственно уменьшают вес алюминиевой рамы, создавая light модели.

8. Амортизация велосипеда. Чаще всего амортизаторы только мешают при езде по гладкой дороге. Однако на пересеченной местности они станут хорошим помощником.

Олимпийские рекорды скорости

Фред Ромпелберг Конечно же, физическая форма профессионалов сильно отличается от подготовки любителей. Однако есть люди, которые отличились и среди спортсменов. Абсолютный рекорд скорости на велосипеде составляет 268 км/ч, но при определенных условиях. Рекордсмен Фред Ромпелберг ехал по солевой равнине за машиной с обтекателем, который не только исключал сопротивление воздуха, но и создавал вихрь, тянущий Фреда за собой. Рекорд максимальной скорости при спуске с горы на MTB байке составляет 210 км/ч. В 1984 году был установлен рекорд движения по прямой со средней скоростью более 50 км/ч и этот показатель до сих пор не побит.

Напомним, что велосипеды купить можно в нашем интернет магазине VeloGO.

Задавайте питання в Instagram Задавайте питання в Telegram