Как выбрать шоссейный велосипед | Советы от тренера
Шоссейные велосипеды — это скорость, легкость и стиль. Но как понять, почему один стоит 25 000 грн, а другой — 95 000 грн? Если вы выбираете свой первый шоссейник, важно знать, на что нужно обращать внимание, чтобы велосипед приносил удовольствие от каждого километра. В этой статье рассмотрим основные типы шоссейных велосипедов, особенности выбора покрышек, трансмиссии, материала рамы, геометрии и другие ключевые моменты.
За последнее время популярность шоссейных велосипедов в Украине существенно выросла. На это влияет развитие велосипедной культуры. Да и стиль шоссейника — это отдельное произведение искусства: их легкость и стиль покоряют сердца миллионов. Даже ярых любителей MTB.
Типы шоссейных велосипедов
Если вы серьезно решили заниматься тренировками на шоссе, то выбор правильного велосипеда — довольно непростая задача.
Современный рынок предлагает сотни моделей, и хотя все они внешне похожи, ведут себя на дороге они совершенно по-разному. Главная разница заключается в геометрии рамы, посадке, аэродинамике и комфорте.
Типичная ситуация каждого новичка: вы берете первый попавшийся велосипед, который понравился по внешнему виду. Но при этом и понятия не имеете, какая у него трансмиссия, тормоза и, даже, правильный ли размер. Выбор делается вслепую, и со временем вы сполна ощущаете последствия этого выбора.

Правильно подобранный шоссейный велосипед — это не просто бренд и понравившийся цвет. За этим кроется нечто большее!
Прежде всего, стоит помнить, что шоссейные велосипеды делятся на типы:
Когда стоит выбрать классический (групповой) шоссейный велосипед?
Это универсальный вариант для любительских стартов и ежедневного катания. Легкий, маневренный и оптимальный для горных подъемов. На нем очень легко преодолевать подъемы, делать быстрые ускорения. Одним словом — классические шоссейники имеют все, чтобы ездить быстро:
- минимальный вес для быстрого набора темпа;
- комфортная посадка для длительных поездок;
- подходит как для тренировок, так и для соревнований.

Это хороший вариант для любительских гонок и ежедневных тренировок. Вот три популярных модели классических шоссейников, которые можно рассмотреть для покупки:
Аэродинамический шоссейник — когда важна каждая секунда
Создан для максимальной скорости на равнинных трассах. Имеет аэродинамические трубы, узкий руль и выглядит как болид Формулы-1. Эти велосипеды созданы для максимальной скорости на ровных трассах:
- идеален для гонок, где важна каждая секунда;
- более жесткая рама — меньше комфорта, но больше скорости.
Однако за высокую скорость придется расплачиваться комфортом. Аэродинамическая геометрия рамы обеспечивает высокую жесткость и производительность. Поэтому плохое асфальтированное покрытие может превратить поездку в настоящий вызов.

Если вы решили приобрести именно аэрошоссер, то вот, какие модели мы рекомендуем рассмотреть к покупке:
- Orbea Orca Aero;
- Merida Reacto;
- Giant Propel.
Endurance — выбор для комфорта и долгих дистанций
Это лучший выбор для новичков. Такие велосипеды имеют обычно более широкий руль, более мягкую раму и более широкие покрышки. Также "из коробки" здесь установлены меньшие звезды спереди и большие сзади. Это позволяет легче преодолевать сложные подъемы.
Эндюранс-шоссе — это комфортная вертикальная посадка, лучшее гашение вибраций и стабильность на длинных дистанциях:
- подходит для поездок 100 и более километров;
- позволяет наслаждаться поездками без усталости.

Примеры моделей Endurance-велосипедов:
Велосипеды для триатлона
Велосипеды для триатлона — отдельная категория, разработанная для гонок на время. Оснащены специальными аэробарами и уникальной геометрией рамы.
Такие велосипеды требуют адаптации, ведь посадка наименее удобная из всех типов. Но со временем комфорт и управляемость растут, когда спортсмен приобретает определенную гибкость мышц и когда настраивает велосипед под себя.
Как выбрать ширину покрышек на шоссе

Когда-то считали, что чем уже покрышки для шоссе, тем выше скорость. Раньше ширина покрышек 23-25 мм — это было обычным делом.
Но тенденции изменились — сейчас стандартом стали 28–32 мм.
- Узкие (23–25 мм) — меньше комфорта, больше жесткости.
- Широкие (28–32 мм) — лучший комфорт и стабильность.
Как оказалось, комфорт — это не препятствие, а ключ к эффективности. Меньше вибраций означает больше энергии для мощности и удовольствия от езды. Благодаря более широкой резине вы сможете дольше держать нужную мощность, тренироваться эффективнее и быстрее достигать целей.
Какого уровня должно быть навесное оборудование?

Навесное оборудование (трансмиссия и тормоза) очень сильно влияет на вес велосипеда и на его способность работать в самых сложных условиях. Чем выше уровень навесного оборудования, тем меньше его вес и лучше готовность к гонкам.
Трансмиссия отвечает за плавность переключения передач и эффективность движения.
Для новичков стоит выбирать проверенные решения:
- Shimano Tiagra или 105 — отличный баланс цены и качества;
- Ultegra или Dura-Ace — легче и точнее в работе, но значительно дороже.
Главное — регулярно обслуживать группсет, тогда велосипед будет работать четко и не подведет во время поездок.
Совет: не стоит сразу покупать топовую трансмиссию. Лучше выбрать средний уровень и вложить остальной бюджет в качественное обслуживание и аксессуары первой необходимости: шлем, свет, контактные педали.
Материал рамы: алюминий или карбон?
Выбор между алюминием и карбоном — классика жанра. Все зависит от бюджета и цели. Если финансовый вопрос не стоит остро, то можно сразу выбрать велосипед на карбоновой раме. Это даст очень существенный буст в эффективности. Ведь карбоновая рама дает жесткость там, где это необходимо. Но при этом остается комфортной на мелких неровностях.
- Алюминий — легкий, жесткий, технологичный. Идеален для старта.
- Карбон — еще легче, поглощает вибрации, но дороже.
Если бюджет ограничен, лучше взять алюминиевую раму с лучшей трансмиссией, чем карбон, но на начальном оборудовании. А сэкономленные средства можно инвестировать в измеритель мощности — это полезнее для прогресса в тренировках.
Геометрия и размер: когда важное кроется в мелочах
Посадка определяет, насколько комфортно и эффективно вы будете крутить педали. Здесь все зависит от ваших целей: работа на результат или просто тренировки в свое удовольствие.
- Endurance-геометрия — более вертикальная посадка, удобная для длительных поездок. Обычно позволяет установку довольно широких покрышек, что дает дополнительный комфорт.
- Race-геометрия — агрессивная позиция, оптимальная для скорости и соревнований.
Обязательно подбирайте правильный размер рамы. От того, насколько правильно подобран размер рамы, будет зависеть ваша эффективность и удобство. На нашем сайте мы всегда указываем проверенные диапазоны роста, которые рекомендует производитель.

На правильном размере рамы вы будете выдавать лучшие результаты. А мышцы спины и шеи будут чувствовать меньше переутомления и быстрее восстанавливаться.
Если ваш рост на границе двух размеров — выбирайте меньший для лучшей управляемости.
Дополнительные советы
Также хотим обратить внимание на некоторые не очевидные и мелкие детали, от которых может сильно зависеть комфорт и эффективность.
Седло — стоковое не всегда подходит
Очень часто бывает так, что стоковое сиденье может вам не подойти по форме или ширине. В таком случае нужно попробовать подобрать другое. Определить нужную ширину и попробовать разные формы.
Но уж если найти свое сиденье все же удалось — не меняйте его. Пусть это сиденье будет переходить на все ваши другие велосипеды! Если вы сможете сидеть на нем 100 и более километров без дискомфорта — это очень важный ключ к успеху на соревнованиях!
Контактные педали — обязательно к покупке
Если вы серьезно решили тренироваться на шоссейном велосипеде, то переход на контактные педали должен произойти или быстро, или почти сразу после покупки велосипеда. Без этого важного аксессуара о высоких результатах и здоровье коленей не может быть и речи.
Регулярный сервис велосипеда — минимум проблем во время тренировки

Регулярное обслуживание в квалифицированной веломастерской сохранит ваш велосипед в отличном состоянии. Сервис опытных мастеров даст гарантию, что вы не сломаетесь где-то посреди вашей тренировки. А некоторые неисправности в велосипеде могут даже привести к падениям. А тогда ремонтироваться уже придется вам, что может выйти гораздо дороже!
Так что не забывайте вовремя обслуживать велосипед и будет вам счастье!
Безопасность на дороге — превыше всего

Какой бы ни была ваша тренировка по продолжительности: не выезжайте без шлема, ремкомплекта и освещения. Шлем — это то, что должно быть куплено вместе с велосипедом. Без него не следует выезжать даже на несколько километров.
Типичные ошибки новичков

Мы собрали топ ошибок новичков, которые видим снова и снова.
- Игнорирование обязательных аксессуаров: шлем, ремкомплект, освещение.
- Неправильно подобранный размер рамы.
- Покупка топового велосипеда без понимания собственных потребностей.
В нашем магазине вы можете протестировать разные размеры велосипедов и определить, какой именно будет самым удобным. Если ваш рост находится на границе двух размеров — рекомендуем выбрать меньший, ведь он будет иметь лучшую управляемость.
Помните: главное — не самая высокая цена, а велосипед, который подходит именно вам и мотивирует кататься чаще.
Итоги
Ваш первый шоссейник должен вам нравиться — это первое правило. Выбирайте сердцем, но с пониманием технических характеристик. Определите, для чего именно вам велосипед — для тренировок, стартов или просто удовольствия — и уже от этого отталкивайтесь при выборе.
Катайте с удовольствием, развивайтесь и не забывайте — самое главное не велосипед, а человек, который на нем едет.
