Планетарная втулка велосипеда

Планетарная втулка

Пройдя этапы эволюции, велосипед не перестает совершенствоваться. Разработчики регулярно изменяют дизайн и конструкцию для достижения большего комфорта эксплуатации, увеличения средней скорости передвижения и повышения надежности. Сегодня можно встретить множество разновидностей, отличающихся назначением и разных по устройству. Эксперименты с трансмиссией привели к доминированию на современных моделях цепной передачи с двумя наборами ведущих и ведомых звезд, но такая ситуация не говорит об идеальности цепной передачи. Нужно знать и об альтернативе привычной цепи, ведь у планетарной трансмиссии масса поклонников.

  

Планетарная втулка  была изобретена давно, однако при всех преимуществах, производители не спешили использовать ее на велосипедах – слишком сложная конструкция и высокие требования к качеству материалов втулки мешали конструкторам применить новинку на массовых велосипедах. Честно говоря, в середине ХХ века далеко не каждый премиальный автомобиль мог оснащаться планетарным механизмом трансмиссии. Но технический прогресс  позволил со временем оснастить «планетаркой» даже велосипед.

Устройство планетарной втулки

 

Планетарная втулка состоит из трех основных частей:

  • -  Солнечная шестерня (обозначена на рисунке желтым цветом), неподвижно соединенной с осью заднего колеса;

  • -  Водило (на рисунке отмечено зеленым цветом). Содержит несколько шестеренок-сателлитов, вращающихся в жестком зацеплении с солнечной шестерней;

  • -  Кольцевая или корончатая шестерня (красного цвета на рисунке)

При работе планетарной втулки одна из трех составных частей фиксируется, а две другие вращаются относительно друг друга. Так как диаметры всех трех элементов разные, шестерни вращаются с разной скоростью, а передаточное число изменяется пропорционально соотношению количества зубьев у вращающихся элементов. Так работает простейшая трехступенчатая планетарная втулка. У более сложных вариантов может быть от 5 до 14 скоростей. Количество скоростей возрастает за счет размещения пакетов из нескольких комплектов планетарного механизма на одной оси. По сравнению с цепной передачей, где может применяться от 3 до 30 и более комбинаций звезд, планетарная втулка обладает сравнимым диапазоном переключения передач, от 140 до 520% при несравненно меньших габаритах. Как вы уже знаете, крайние комбинации звезд в традиционной трансмиссии не используются в силу неоптимального размещения и сильного перекоса цепи, также часть используемых пар звезд имеют аналогичные по передаточному соотношению комбинации. Поэтому для велотрансмиссии важно не количество передач, а диапазон изменений передаточного числа. Планетарная втулка с 14 передачами сравнима по этому показателю с 27-скоростной цепной передачей.

 

Планетарная втулка

 

К бесспорным плюсам планетарной втулки можно отнести:

  • Сама втулка размещена в прочном герметичном корпусе, все детали хорошо смазываются, вода и грязь не попадают на рабочие поверхности

  • Если установить защиту, например Hebie Chainglider, на приводную цепь, а также переднюю и заднюю звездочки, то получим защищенную от любых загрязнений трансмиссию, которая прослужит вам в 4-6 раз дольше.

  • Для привода планетарной трансмиссии используется толстая цепь и массивные ведущая и ведомая звезды, как у синглспида. Ресурс таких компонентов огромен в сравнении с обычными 8-9 скоростными цепями и пакетами звезд.

  • Нет выступающего вниз натяжителя цепи, нет вынесенных переключателей передач, поэтому падения набок и езда по пересеченной местности не так болезненны для трансмиссии

  • Как и у синглспида, цепь изгибается только на ведущей и ведомой звездах, нет потерь, обусловленных трением в натяжителе цепи

  • Внутри планетарной втулки может быть размещен тормоз, поэтому при неспешной езде можно избежать установки дополнительных тормозов на заднее колесо и облегчить конструкцию велосипеда. Кроме того, вы забываете о существовании грязного и возможно обмерзшего тормозного троса – ваша безопасность превыше всего!

  • Новичку переучиться на планетарную трансмиссию не составляет труда, переключение передач и техника педалирования не требует особых навыков

  • Переключение передач происходит всегда, можно переключать передачи даже стоя на месте. Некоторые втулки позволяют переключаться под нагрузкой

  • Нет неиспользуемых передач, только один переключатель режимов – при интенсивной езде вы не тратите время на выбор передачи

  • Регулировка планетарной трансмиссии элементарна по сравнению с регулировкой дерайлера

  • Герметичная втулка и закрытая кожухом приводная цепь не только надежны, красивы, но и защищают ваши ноги от дорожной грязи. Вы можете ездить на работу в любимом костюме, не одевая велоэкипировку.

  • Заднее колесо с планетарной втулкой имеет спицы одинаковой с обеих сторон втулки длины. Поэтому натянуть спицы равномерно не составляет труда, само колесо в сборе более жесткое и долговечное.

Надежная, выносливая, простая в обслуживании планетарная втулка обладает и недостатками. Они вытекают из ее достоинств.

  • Компактная втулка содержит много металлических деталей, поэтому вес втулки в сборе составляет 1,2 – 3 кг. Для спортивных велосипедов перевес на заднее колесо может иметь решающее значение

  • У популярных втулок передаточное число около 250-300%, чего недостаточно для агрессивной езды по пересеченной местности

  • Недорогие планетарные втулки имеют КПД меньший, чем у сравнимых по цене систем с кассетами звезд. Однако мы сейчас говорим о чистых и новых трансмиссиях. Модели вроде Rohloff Speedhub не уступают в КПД традиционным решениям

  • Совершенство планетарной передачи требует квалифицированного обслуживания. Большинство поломок происходит по вине пользователя при попытке самостоятельно разобраться в причинах нестандартной работы планетарной втулки. Сервисы по обслуживанию достаточно редки. К счастью, абсолютное большинство втулок не требуют иного обслуживания, кроме замены масла и настройки

  • Втулка – вещь достаточно дорогая, поэтому проектируется с огромным запасом прочности. Но если у вас получилось ее сломать, проще и дешевле купить новую

Если вы привыкли читать только последний абзац, то для вас планетарную втулку можно сравнить с автоматической коробкой передач в автомобиле. Удобно, функционально и при правильном обращении такая трансмиссия дарит массу удовольствия в повседневной жизни. Аналогично со спортивными автомобилями, спортивные модели велосипедов также начинают осваивать планетарные трансмиссии.  Автоматические и полуавтоматические коробки передач уже массово применяются даже в гонках уровня Формулы-1, велочемпионы тоже готовятся к переходу на новую трансмиссию.

Велосипеды с планетарной втулкой можно купить в нашем магазине VeloGO.

Задавайте питання в Instagram Задавайте питання в Telegram