Планетарная втулка велосипеда
Пройдя этапы эволюции, велосипед не перестает совершенствоваться. Разработчики регулярно изменяют дизайн и конструкцию для достижения большего комфорта эксплуатации, увеличения средней скорости передвижения и повышения надежности. Сегодня можно встретить множество разновидностей, отличающихся назначением и разных по устройству. Эксперименты с трансмиссией привели к доминированию на современных моделях цепной передачи с двумя наборами ведущих и ведомых звезд, но такая ситуация не говорит об идеальности цепной передачи. Нужно знать и об альтернативе привычной цепи, ведь у планетарной трансмиссии масса поклонников.
Планетарная втулка была изобретена давно, однако при всех преимуществах, производители не спешили использовать ее на велосипедах – слишком сложная конструкция и высокие требования к качеству материалов втулки мешали конструкторам применить новинку на массовых велосипедах. Честно говоря, в середине ХХ века далеко не каждый премиальный автомобиль мог оснащаться планетарным механизмом трансмиссии. Но технический прогресс позволил со временем оснастить «планетаркой» даже велосипед.
Планетарная втулка состоит из трех основных частей:
-
- Солнечная шестерня (обозначена на рисунке желтым цветом), неподвижно соединенной с осью заднего колеса;
-
- Водило (на рисунке отмечено зеленым цветом). Содержит несколько шестеренок-сателлитов, вращающихся в жестком зацеплении с солнечной шестерней;
-
- Кольцевая или корончатая шестерня (красного цвета на рисунке)
При работе планетарной втулки одна из трех составных частей фиксируется, а две другие вращаются относительно друг друга. Так как диаметры всех трех элементов разные, шестерни вращаются с разной скоростью, а передаточное число изменяется пропорционально соотношению количества зубьев у вращающихся элементов. Так работает простейшая трехступенчатая планетарная втулка. У более сложных вариантов может быть от 5 до 14 скоростей. Количество скоростей возрастает за счет размещения пакетов из нескольких комплектов планетарного механизма на одной оси. По сравнению с цепной передачей, где может применяться от 3 до 30 и более комбинаций звезд, планетарная втулка обладает сравнимым диапазоном переключения передач, от 140 до 520% при несравненно меньших габаритах. Как вы уже знаете, крайние комбинации звезд в традиционной трансмиссии не используются в силу неоптимального размещения и сильного перекоса цепи, также часть используемых пар звезд имеют аналогичные по передаточному соотношению комбинации. Поэтому для велотрансмиссии важно не количество передач, а диапазон изменений передаточного числа. Планетарная втулка с 14 передачами сравнима по этому показателю с 27-скоростной цепной передачей.
К бесспорным плюсам планетарной втулки можно отнести:
-
Сама втулка размещена в прочном герметичном корпусе, все детали хорошо смазываются, вода и грязь не попадают на рабочие поверхности
-
Если установить защиту, например Hebie Chainglider, на приводную цепь, а также переднюю и заднюю звездочки, то получим защищенную от любых загрязнений трансмиссию, которая прослужит вам в 4-6 раз дольше.
-
Для привода планетарной трансмиссии используется толстая цепь и массивные ведущая и ведомая звезды, как у синглспида. Ресурс таких компонентов огромен в сравнении с обычными 8-9 скоростными цепями и пакетами звезд.
-
Нет выступающего вниз натяжителя цепи, нет вынесенных переключателей передач, поэтому падения набок и езда по пересеченной местности не так болезненны для трансмиссии
-
Как и у синглспида, цепь изгибается только на ведущей и ведомой звездах, нет потерь, обусловленных трением в натяжителе цепи
-
Внутри планетарной втулки может быть размещен тормоз, поэтому при неспешной езде можно избежать установки дополнительных тормозов на заднее колесо и облегчить конструкцию велосипеда. Кроме того, вы забываете о существовании грязного и возможно обмерзшего тормозного троса – ваша безопасность превыше всего!
-
Новичку переучиться на планетарную трансмиссию не составляет труда, переключение передач и техника педалирования не требует особых навыков
-
Переключение передач происходит всегда, можно переключать передачи даже стоя на месте. Некоторые втулки позволяют переключаться под нагрузкой
-
Нет неиспользуемых передач, только один переключатель режимов – при интенсивной езде вы не тратите время на выбор передачи
-
Регулировка планетарной трансмиссии элементарна по сравнению с регулировкой дерайлера
-
Герметичная втулка и закрытая кожухом приводная цепь не только надежны, красивы, но и защищают ваши ноги от дорожной грязи. Вы можете ездить на работу в любимом костюме, не одевая велоэкипировку.
-
Заднее колесо с планетарной втулкой имеет спицы одинаковой с обеих сторон втулки длины. Поэтому натянуть спицы равномерно не составляет труда, само колесо в сборе более жесткое и долговечное.
Надежная, выносливая, простая в обслуживании планетарная втулка обладает и недостатками. Они вытекают из ее достоинств.
-
Компактная втулка содержит много металлических деталей, поэтому вес втулки в сборе составляет 1,2 – 3 кг. Для спортивных велосипедов перевес на заднее колесо может иметь решающее значение
-
У популярных втулок передаточное число около 250-300%, чего недостаточно для агрессивной езды по пересеченной местности
-
Недорогие планетарные втулки имеют КПД меньший, чем у сравнимых по цене систем с кассетами звезд. Однако мы сейчас говорим о чистых и новых трансмиссиях. Модели вроде Rohloff Speedhub не уступают в КПД традиционным решениям
-
Совершенство планетарной передачи требует квалифицированного обслуживания. Большинство поломок происходит по вине пользователя при попытке самостоятельно разобраться в причинах нестандартной работы планетарной втулки. Сервисы по обслуживанию достаточно редки. К счастью, абсолютное большинство втулок не требуют иного обслуживания, кроме замены масла и настройки
-
Втулка – вещь достаточно дорогая, поэтому проектируется с огромным запасом прочности. Но если у вас получилось ее сломать, проще и дешевле купить новую
Если вы привыкли читать только последний абзац, то для вас планетарную втулку можно сравнить с автоматической коробкой передач в автомобиле. Удобно, функционально и при правильном обращении такая трансмиссия дарит массу удовольствия в повседневной жизни. Аналогично со спортивными автомобилями, спортивные модели велосипедов также начинают осваивать планетарные трансмиссии. Автоматические и полуавтоматические коробки передач уже массово применяются даже в гонках уровня Формулы-1, велочемпионы тоже готовятся к переходу на новую трансмиссию.
Велосипеды с планетарной втулкой можно купить в нашем магазине VeloGO.