Как выбрать размер велосипеда по геометрии?
Представьте себе ситуацию, когда вы приходите в веломагазин, и для вас подбирают идеальный размер велосипеда. Выезжаете из магазина уже на полностью настроенном байке именно под вас. А что делать, если вы покупаете велосипед онлайн и нужно самому во всем разобраться?
В описании можно увидеть множество непонятных слов и обозначений. Современная велосипедная рама имеет достаточно много параметров, и все они так или иначе влияют на подбор велосипеда по размеру. Это могут быть сложные английские словосочетания, а также аббревиатуры, которые могут показаться совершенно непонятными.
Однако каждая труба рамы велосипеда, каждый ее угол и все важные размеры имеют названия и зависят от ростовки велосипеда. В этом материале мы подробно расскажем о каждом важном параметре, который он обозначает и как с помощью этого правильно выбрать велосипед.
Геометрия велосипеда — просто о сложном
Рамы всех распространенных типов велосипедов имеют в своей основе два треугольника. Передний, состоящий из верхней, нижней и подседельной трубы. Задний кроме подседельной трубы образуется с помощью верхних и нижних перьев.
LOWPRO и SLOPING — что это такое?
Ключевую роль в жесткости рамы играет верхняя труба, которая может быть реализована по-разному:
- Если верхняя труба наклонена сверху вниз к рулевому стакану, то такая геометрия называется LOWPRO. Это используется на трековых велосипедах и фиксах.
- Если же наклон идет наоборот, от рулевого стакана до подседельной трубы, то такая геометрия называется SLOPING.
Sloping повышает жесткость рамы, однако подседельная труба будет длиннее. А чем она дольше, тем лучше "флексит", то есть обладает способностью гасить вибрации. В настоящее время такая геометрия используется:
- В гравийных велосипедах
- В горных велосипедах
- В шоссейных велосипедах класса Endurance, например в Merida Scultura Endurance
Кстати, чтобы такие рамы лучше смягчали неровности, их трубы и перья получают специальное сечение. Что и позволяет им неплохо поглощать удары и не вытряхивать из вас всю душу после первых 50 км.
Колесная база
Колесная база — это длина велосипеда, без учета колес. Фактически это расстояние между осями переднего и заднего колеса. Если вы поездите на велосипедах с разной длиной базы, то впоследствии заметите следующее:
- Велосипед с длинной базой проще управляется на спусках и плохих дорогах.
- А если база будет короче, то такой байк будет более резким в поворотах и маневренным.
Отсюда вывод: если вам нужно долго ехать по прямой траектории и плохим дорогам, то более длинная база будет лучшим вариантом. А вот если места ваших поездок имеют множество резких поворотов, здесь будет лучше более короткая база.
STANDOVER — базовый параметр для измерения ростовки
Именно стендовер является самым популярным параметром при выборе размера велосипеда. Это высота от середины верхней трубы до низу. Ваша длина ног до промежности + 5-10 см = идеальный Standover, который позволит не биться промежностью о верхнюю трубу рамы во время резких торможений.
Наглядно проверить этот параметр очень просто. Надо стать так, чтобы велосипед был между ног. И убедиться, что между пахом и трубой рамы достаточно расстояния. Для этого можно попрыгать, и во время прыжка вы не должны касаться верхней трубы.
Длина подседельной трубы или откуда берется S, M, L и XL
Чаще всего, именно длина подседельной трубы отражает размер велосипеда в буквах, который указывают производители. Бывают случаи, когда изготовитель обозначает размер, опираясь именно на верхнюю трубу. Чтобы понять, нужно посмотреть в таблицу размеров и геометрию велосипеда. В VeloGO вы можете найти эту информацию на большинстве страниц велосипедов. Также эта информация находится на официальном сайте производителя.
Угол подседельной трубы
![Угол подседельной трубы](/uploads/images/blog/bike_geometry/seat_tube_angle_geometry_difference.webp?1712849287319)
Наклон подседельной трубы велосипеда никак не влияет на его управляемость, однако от него зависит позиция райдера.
- Больший угол = большей эффективности, что очень важно для гонки.
- Меньший угол делает езду более комфортной
Угол рулевого стакана — важный показатель управляемости
Угол наклона рулевого стакана оказывает большое влияние на управляемость велосипеда. Измеряется относительно оси на вилке.
- Острый угол рулевой — это визитная карточка горных велосипедов. И чем меньше градус, тем агрессивнее байк.
- А вот больший угол равен лучшей аэродинамике. Это касается всех шоссейных велосипедов.
Также угол рулевого стакана очень сильно влияет на длину базы.
ETT
ETT (Effective Top Tube) — это расстояние от центра рулевого стакана до центра подседельной трубы (штыря). Чем этот размер больше, тем велосипед будет стабильнее в управлении.
STACK и RICH
Это вертикальная длина от центра каретки до верхней точки рулевого стакана. Он может показать, насколько высоко или низко находится руль относительно каретки. В свою очередь RICH — это горизонтальное расстояние от центра каретки до верхней точки рулевого стакана.
Эти параметры определяют, насколько будет сильно сопротивление воздуху при педалировании.
Объясним на примерах:
- Краткий STACK + длинный RICH = очень низкая и агрессивная посадка
- Длинный STACK + короткий RICH = прямая и расслабленная посадка
Высота каретки
Можно сказать, что это клиренс велосипеда. Чем выше каретка, тем более агрессивно можно ездить, не боясь повредить звезды. А еще она влияет на управляемость, потому что регулирует центр тяжести велосипеда
Офсет вилки
Это параметр, отображающий изменение угла вилки, относительно штока. Чем больше офсет, тем комфортнее и удобнее езда. Меньший офсет = лучше маневровость.
Эти параметры дадут вам понимание, что влияет на удобство и управляемость того или иного велосипеда. Все они на таблицах геометрии производителей, и все они учитываются, если вы будете проходить BikeFit. Если у вас возникают сложности с подбором велосипеда, вы всегда можете обратиться к нашим консультантам. Наши эксперты в совершенстве снают, какой параметр велосипеда за что отвечает. И смогут подобрать идеальный размер велосипеда для вас.