Типы MTB велосипедов
Что вам первое приходит в голову, когда вы слышите слово “велосипед”? Кто-то вспоминает, как исследовал местность с помощью старенькой “Украины”. Кому-то сразу приходят в голову скоростные пелотоны - группы шоссейных гонщиков, соревнующиеся в самом престижном соревновании Тур Де Франс. Но в абсолютном большинстве велосипед устойчиво ассоциируется с крутыми спусками и немного безумными райдерами, которые их покоряют. Ибо это яркое зрелище, перехватывающее дыхание. Действительно, горный велосипед может подарить нам самые яркие эмоции, от спокойных путешествий до экстремальных развлечений в горах.
Еще совсем недавно (где-то 40-50 лет назад) велосипед был исключительно орудием шоссейных гонщиков и обычным помощником по жизненным делам. Но наша человеческая сущность всегда стремится к чему-то новому и необычному. Таким образом, в 70-х годах прошлого века двум велолюбителям из Калифорнии пришло в голову установить на велосипед широкие покрышки. Для этого пришлось разработать новую раму, которая позволила бы установить и решить еще несколько инженерных вопросов. Но результат превзошел все ожидания, их произведение получило бешенную популярность. А уже в 90-х годах UCI признали его как отдельный вид спорта наравне с шоссейным.
Отличить современный горный байк от других сейчас очень просто - он обязательно должен иметь широкие покрышки. Это даст надежное сцепление во время поездок вне асфальта. Еще одна их визитная карточка – амортизационная вилка, которая дарит комфорт и значительно улучшает управляемость. И, конечно, крепкая рама, которая выдерживает большие нагрузки.
Горный велосипед - это сложно и легко одновременно
Но как отличить горный велосипед для обычных прогулок и, например, для спортивных состязаний или экстремальных спусков? Это уже более сложная задача, потому что иногда они могут казаться совершенно одинаковыми. Но это только на первый взгляд, потому что они имеют множество отличий, которые влияют и на ходовые качества, и на конечную стоимость.
Вот основные отличия, с которыми мы вас постепенно познакомим:
- Ширина покрышек - это то, что оказывает непосредственное влияние на управляемость велосипеда. Чем они шире – тем комфортнее вам будет ездить по агрессивному бездорожью.
- Подвеска. Под этим словом подразумевают переднюю вилку и задний амортизатор. Ход подвески – это основной параметр ее работы. Под ним понимают, насколько большие ямы и неровности они могут сглаживать. Чем больше ход – тем больше велосипед готов к экстриму.
- Особенности рамы. Сюда входит ее материал, геометрия и другие конструктивные моменты. Именно рама определяет, насколько эффективно велосипед будет вести себя, например во время спуска или “штурма” затяжных подъемов.
Hardtail или Full Suspension – что это такое и что лучше?
Основное свойство, которое делает велосипед горным - это наличие амортизационной вилки или заднего амортизатора. Нужны они для того, чтобы вам было удобнее преодолевать бездорожье. Велосипед становится легче в управлении, ведь ямы и неровности не бьют по рукам. Вам становится легче усидеть в седле, когда начинаются “самые веселые” участки. Если вилка и амортизатор на велосипеде присутствуют одновременно, такие велосипеды называются full suspension, что в переводе с английского означает “полноподвесный”. У нас их еще называют двухподвес или просто подвес. Если задний амортизатор отсутствует, а есть только амортизационная вилка – такие велосипеды называются хардтейл.
Мы решили сразу рассказать об этом отличии, потому что для некоторых стилей катания (о которых будет речь ниже) может подойти хардтейл или двухподвес. Нужно сразу почувствовать между ними разницу.
Чувствуем, что у вас назревает резонный вопрос, что лучше выбрать? Хардтейл или двухподвес… Поэтому сейчас мы приведем плюсы и минусы каждого из них, а вы уже сможете принять определенное решение
Итак, начнем с хардтейла:
+ | Доступная цена. Велосипеды без заднего амортизатора значительно дешевле своих полноподвесных родственников. Конструкция рамы проще двухподвесной, поэтому и цена значительно ниже. |
+ | Низкий вес. По сравнению с двухподвесами хардтейлы будут легче, опять же из-за отсутствия амортизатора и дополнительных соединений рамы . |
+ | Универсальность. Такие велосипеды обычно позволяют легко ездить как по асфальту, так и по бездорожью |
− | Неготовность к агрессивным спускам. За неимением заднего амортизатора сцепление у хардтейлов будет хуже, чем у двухподвесов. Поэтому Хардтейл будет хуже управляться, если начать ездить на нем агрессивно. То есть преодолевать скоростные спуски и разбитые грунтовые тропы. |
Рассмотрим подробнее преимущества и недостатки двухподвесов:
+ | Лучшая управляемость. Благодаря заднему амортизатору вам не нужно постоянно приподниматься для удобства. Подвеска сделает большую часть работы за вас, так что поездки сплошным бездорожьем с ним будут значительно легче. |
+ | Комфорт. Почти все недостатки покрытия будут устранены подвеской, поэтому вы будете получать больше удовольствия от самых разбитых дорог. |
− | Высокая цена. Да, двухподвесы значительно дороже. Но это связано с тем, что их рамы в большинстве своем являются произведением инженерного искусства. Вы только представьте, сколько моментов нужно учесть, чтобы велосипед так непревзойденно вел себя в самых сложных условиях? По нашему мнению, это разумная оплата за такие бонусы. |
− | Обслуживание сложнее. Двухподвесы требуют больше внимания к себе, потому что их конструкция сложна и технологична. Надо регулярно производить ТО не только вилки, но еще и заднего амортизатора. Кроме этого нужно ухаживать за соединениями (линками) – это такие подвижные части рамы. Ибо они содержат много подшипников, которые нужно регулярно смазывать или заменять. Это опять-таки может ударить по карману. |
Поэтому, выбирая между двумя типами рамы, спросите у себя, что вы хотите получить. Если вам нравится экстрим и максимум бездорожья – двухподвес однозначно достоин приобретения. Это просто неистощимая масса эмоций и опыта. Если вам нравятся более спокойные выезды на более большие дистанции - в этом вам идеально поможет хардтейл, потому что он легче, и на нем проще преодолевать большие расстояния.
Теперь разберем типы велосипедов по стилю катания.
Cross Country (XC)
Этот тип MTB заслуженно является самой распространенной разновидностью велосипеда вообще. Он же остается самым популярным в нашей стране, хотя в последние годы на его место отчаянно метят гравийники и городские велосипеды. Вообще, что такое Кросс-Кантри? Прежде всего, это спортивная дисциплина, предусматривающая гонки по бездорожью в достаточно сложных условиях. Если вы посмотрите современные кросс-кантрийные соревнования, можете удивиться, насколько сложными там бывают спуски и затяжные подъемы.
А теперь, задайте себе вопрос, а может ли стоить велосипед для таких сложных соревнований условные 200-300 долларов? Ответ – нет. Поэтому самые дешевые велосипеды такого типа можно отнести к кросс-кантри разве что условно. Потому что они только конструктивно похожи на них, имеют покрышки похожей ширины, похожую на вид вилку, форму рамы и другие аспекты. Но такие велосипеды подходят только для прогулок, потому что все их компоненты не рассчитаны на серьезные нагрузки. Также более качественные велосипеды меньше весят, что также положительно влияет на ходовые свойства и ваше настроение.
Условно все кросс-кантри велосипеды по цене и назначению можно разделить на три уровня:
- Fitness - недорогие велосипеды, которые предназначены для обычных прогулок по городу или городскими парками. Отличный вариант для тех, кто не желает использовать велосипед для соревнований или поездок на большие расстояния. Обычно имеют цену от 200 до 600 долларов. Дешевые представители этой категории будут иметь стальную раму, что делает их довольно тяжелыми. Поэтому мы рекомендуем рассматривать велосипеды на раме из алюминия. Они легки и надежны.
- Sport – велосипеды среднего технического уровня. Они оборудованы качественными компонентами, которые позволят вам без проблем преодолевать большие расстояния по бездорожью. Они обещают не выйти из строя и не доставить вам проблем, если вы будете использовать его как транспорт на каждый день. Также они подходят для поездок по бездорожью на дистанции от 100 км. Ценник на такие велосипеды уже составит от 600 до 2000 долларов. За такие деньги вы получите качественную амортизационную вилку, которая будет работать, а не только делать вид. Также на нем уже будут качественные компоненты переключения, готовые работать без сбоев. Еще они имеют раму из алюминия со всевозможными формингами и баттингами, которые делают ее более легкой и прочной. Но, конечно, надежный гидравлический тормоз.
- Racing – велосипеды высокого и профессионального уровня. Как вы уже догадались из названия, именно эти велосипеды полностью соответствуют дисциплине Кросс-кантри. Они созданы для профессиональных и не слишком спортсменов, работающих на результат. Здесь используются запчасти с высоким уровнем качества и технологичности. Велосипеды собираются на рамах из карбона, поэтому очень легки и эффективны. Они без проблем выдержат сложные технические трассы и отлично работают при любых условиях, даже в сплошной грязи! Их стоимость стартует от 2000 долларов. Верхний предел отсутствует, потому что можно собрать велосипед и за 5 тысяч долларов, и за 10, и даже больше. Все зависит от вашей фантазии, кошелька и задач, стоящих перед велосипедом.
Следует отметить, что велосипеды для кросс-кантри могут быть, как хардтейлами, так и двухподвесами. У каждого будет свои сильные стороны. Например, хардтейл больше подойдет для длительных марафонов (на большие дистанции), а двухподвес для сложных технических трасс с кучей прыжков и препятствий. Самыми дорогими велосипедами для кросс-кантри вполне ожидаемо именно двухподвесные.
Downсountry велосипеды - “переCross-Country” или “недоTrail”?
В современном MTB мире сейчас очень громко раздается этот термин. А началось все с того, что несколько райдеров хотели иметь велосипеды, которые будут столь быстрыми, как XC. И в тот же момент почти не уступать проходимость и комфорт более агрессивному и тяжелому велосипеду для трейла.
Для этого они взяли двухподвесную раму от кросс-кантрийного велосипеда, установили на нее вилку и амортизатор ходом 120 мм (здесь и есть главное отличие!), более мощные тормоза, более широкий руль и покрышки. . И что они получили? Байк начал более уверенно ехать вниз, при этом оставаясь поразительно эффективным, когда дело доходит до подъема.
Мировые производители, такие как Merida, Cannondale и другие сразу подхватили этот тренд. И сегодня на рынке мы уже можем видеть представителей породы DownCountry – серия Ninetysix от Merida, Scalpel SE от Cannondale и многие другие.
Их можно назвать Cross-Country на “максималках” или же Trail на “минималках”. Потому что до проходимости и комфорта последнего он немного не дотягивает.
Поэтому, если вы ищете ювелирную грань между скоростью и управляемостью, попробуйте найти ее именно в Downcountry велосипедах.
Trail - море фана и приключений
Перевести это слово с английского, можно как “тропа”, то есть путь вне дорог. В отличие от кросс-кантри Trail – это уже не спортивная дисциплина, а просто стиль езды, который предлагает вам драйвовое катание по бездорожью со скоростными спусками. Но не расслабляйтесь – подъемы также немаловажная часть трейловых поездок.
Именно поэтому, такие велосипеды оборудованы подвеской с большим ходом, чем кросс-кантри. Если в XC властвуют привычные всем 100 мм хода, то байк для трейла должен иметь уже 130-140 мм. Это даст вам больше уверенности и комфорта во время разбитых спусков. Поэтому слишком держать руки на тормозах уже не нужно – просто езжайте и наслаждайтесь извилистой тропой.
Также на трейловые велосипеды устанавливают широкие покрышки с агрессивным протектором. В то время как XC в большинстве случаев получает не такую агрессивную резину. Это также позволяет вам чувствовать себя спокойно и уверенно. Ибо резина будет хорошо держать вас во всех критических случаях. При этом трейловый байк позволит вам без проблем преодолеть подъем, потому что все еще остается легким на разгон и поддержание скорости.
Еще одно не очень очевидное отличие - это геометрия рамы. Рамы для трейла длиннее и имеют острый угол наклона вилки. Это позволяет удобно сидеть и эффективно контролировать велосипед на спусках. И что очень важно – вы будете делать это с удовольствием и не будете страдать.
Итак, если вы хотите весело проводить время в лесополосах, или где-то в Голосеевском парке в Киеве - то этот велосипед для вас. Они также могут быть хардтейлами или двухподвесами, об особенностях которых вы знаете.
All Mountain
Этот байк уже на ступеньку ближе к агрессивным поездкам. На нем можно смело покорять наши бесподобные Карпаты и другие горы мира. Затяжные спуски с агрессивными каменными секциями? Не проблема! Благодаря передней и задней подвеске с ходом не менее 150 мм. Не ищите здесь альтернатив двухподвесам, хардтейлов в этой категории уже не встретить. Потому что в горах спуски гораздо длиннее, сложнее и опаснее. А хардтейл в таких условиях уже не в состоянии обеспечить надлежащую безопасность и управляемость.
Переключения и тормозная система здесь устанавливаются с уклоном на выносливость и надежность. В частности, очень важным элементом являются мощные тормоза. Для обеспечения этой мощности используется четырехпоршневая гидравлика, которая имеет впечатляющий эффект. Они смогут вас остановить в условиях сложных горных трасс.
Также на этих велосипедах вы не будете сильно страдать во время подъемов, потому что они имеют не совсем агрессивную геометрию рамы, но не очень много весят. Но ведь надо понимать, что этот аппарат заточен, чтобы ехать вниз, а не вверх. Поэтому вы будете благодарны агрессивным и широким покрышкам, устанавливаемым на этот велосипед.
Enduro
Сразу хотим предупредить, что не стоит путать эти велосипеды с Endurance. Ибо Endurance – это разновидность шоссейного велосипеда, прямая противоположность этому агрессивному великану с “жирнющими” покрышками. Эндуро двухподвесы созданы для гор, это их природная среда. Если сравнивать с All Mountain, Enduro созданы для более строгих условий. Имея мощную подвеску с ходом в 160-180 мм, им по зубам почти любые горные трассы высокого уровня сложности. Эти велосипеды собраны на очень крепких специальных компонентах профессионального уровня.
Мощные тормоза готовы работать в самых строгих условиях столько, сколько вам нужно. Надежность рамы, колес и амортизаторов протестирована сотнями часов в лабораториях и реальными райдерами мирового уровня. Имея такой велосипед, вы получите много фана и эмоций в горах на специально обустроенных трассах. Просто отпустите рычаг тормоза и вперед за очередной дозой адреналина!
Downhill
Если вы видели когда-нибудь соревнования Red Bull Rampage, то точно знаете, как выглядят эти мощные велосипеды. Что сразу бросается в глаза, так это большая двухкоронная вилка с ходом целых 200 мм! Зачем так много, спросите вы? Чтобы можно было выполнять эти безумные прыжки и нестись вниз, игнорируя любые препятствия. Как вы уже догадались, низкий вес для этих монстров не является приоритетом, хотя современные велосипеды для даунхила нельзя назвать слишком тяжелыми.
В таких байках ставка сделана на чрезвычайную прочность, чтобы они выдерживали все и даже больше. Ширина покрышек спокойно может достигать 2,6 дюймов – чтобы было максимальное сцепление. Обычно производители просто не делают дешевые запчасти для этих велосипедов, потому что они не пройдут стандарты прочности. Поэтому, если вы задумались над приобретением такого монстра, нужно отдавать себе отчет в том, что цена велосипеда будет совсем не бюджетной. А его обслуживание тоже будет тянуть немало денег. Взамен он вам подарит максимальную надежность и безопасность в самых сложных горных маршрутах!
Вывод прост - MTB создан для фана и приключений!
Современный горный велосипед - это захватывающая вселенная, в которой каждый найдет что-то свое. На них можно путешествовать, исследуя все новые и новые территории. Они также подойдут для тех, кто хочет испытать себя на крепость, участвуя в соревнованиях. Также горный байк – лучший друг для активного отдыха в горах для поклонников экстремальных спусков. Сегодня их выбирают люди, желающие наслаждаться живописными видами, открывать что-то новое и не ограничивать себя асфальтом.
Что и говорить, Mountain Bike - олицетворение свободного духа человека, который всегда стремится к новым эмоциям и открытиям. Выбирайте свой и отправляйтесь в приключение!