Велосипедные тормоза

Как и любому другому скоростному транспортному средству, велосипеду нужны тормоза. От качества работы тормозов зависит безопасность велосипедиста. Нужно упомянуть, что трековые и некоторые другие модели обходятся без механической тормозной системы. Педали через цепь жестко связаны со втулкой заднего колеса, и торможение выполняется замедлением вращения педалей или резким переносом веса велосипедиста на одну педаль с последующей блокировкой ведущего колеса.

Любому понятно, что блокировка отрицательно сказывается на состоянии покрышки, а движение колеса юзом усложняет управляемость велосипеда.  Для спортивного велосипеда отсутствие тормоза — способ снизить вес и повысить надежность конструкции, но езда на таких велосипедах требует особой техники и обычному человеку не добавит комфорта.

Вообще, тема выбора тормозов — одна из самых запутанных и скандальных тем, касающихся выбора велокомпонентов. Тормоза отличаются по эффективности торможения, по ремонтопригодности, по долговечности. Множество людей с разным опытом и потребностями являются сторонниками той или иной конструкции.

В статье мы дадим понятие об устройстве тормозных систем и упоминанием о преимуществах и недостатках каждой, начнем обзор с наименее распространенных. Даже если вы не планируете обслуживать велосипед самостоятельно, знания будут нужны вам, чтобы выбрать тормоза взамен износившихся или если старые тормоза перестанут вас устраивать.

Стремянные и роллерные тормоза велосипеда

Стремянные тормоза велосипеда

Стремянные тормоза напоминают тормоза поезда: тормозная колодка прижимается непосредственно к протектору колеса. Много говорить об особенностях данной системы не нужно, поскольку на новых велосипедах такую конструкцию давно не встретишь. Стремянный тормоз до сих пор устанавливают на велосипеды Индии и Китая. К счастью, эти модели не поступают на наш рынок.

Роллерные тормоза велосипеда

Роллерные тормоза появились вследствие желания одного крупного производителя велокомпонентов сделать идеальный тормоз, убрав недостатки барабанных тормозов (о них поговорим ниже). Тормозную втулку заменили роликами, а тормозной барабан снабдили радиатором для лучшего охлаждения и вынесли из ступицы колеса. Роллерная система не требует частого обслуживания и обеспечивает эффективное торможение при обычной езде. При неспешной езде такие тормоза служат годами без каких-либо регулировок. В то же время, в тяжелых условиях эксплуатации, роллерные тормоза не имеют преимуществ.

Недостатки роллерных тормозов:

  • Самый большой вес среди всех тормозных систем.
  • Сложность конструкции и немалая цена.
  • Большинство амортизационных вилок не поддерживает данный тип тормоза.
  • Тормоз не блокирует вращение колеса в обратную сторону.
  • Эксклюзивность конструкции затрудняет поиск запчастей, а дешевых расходников нет.

Достоинства роллерных тормозов:

  • Геометрия обода не сказывается на работе тормозов. «Восьмерки» и «яйца» не снижают эффективность торможения
  • Отличная защита от грязи, пыли и хорошая защита от воды.
  • Требуют минимум регулировок и, при правильном обслуживании, вечны.
  • Почти самые эффективные тормоза.

Барабанный тормоз для велосипеда

Барабанные тормоза велосипеда

Ножной тормоз велосипеда знают все — это самый популярный тормоз на велосипедах советской эпохи. Даже сегодня это самый популярный тормоз для односкоростного велосипеда. Барабанный тормоз расположен в задней втулке, корпус такой втулки играет роль барабана, а колодки размещены внутри. При срабатывании тормоза, колодки прижимаются к внутренней поверхности втулки и обеспечивают торможение.

Привод тормоза может быть ручной, тросиком, или ножной, вращением педалей в обратную сторону. Ручной привод практически не применяется. 

У барабанных тормозов есть существенные плюсы и не менее заметные минусы конструкции.

Достоинства барабанных тормозов:

  • Мощные тормоза с плавной регулировкой замедления.
  • Практически герметичны, требуют минимум обслуживания.
  • Не изнашивают и не предъявляют особых требований к ободу колеса.

Недостатки барабанных тормозов:

  • Основным недостатком является несовместимость с системами переключения передач с задним переключателем. Поэтому применяются на односкоростных или велосипедах с планетарной втулкой.
  • Плохо охлаждаются и даже на небольших затяжных спусках теряют эффективность.
  • Усилие торможение зависит от положения шатунов педалей относительно дороги. Если шатуны перпендикулярны дороге, тормозное усилие стремится к 0.
  • Значительно нагружают втулку и спицы колеса.
  • Если у вашего велосипеда слетела цепь, то вы лишаетесь тормозов. Это очень опасно и барабанный тормоз должен дублироваться ободным тормозом.
  • Очень сложно активно крутить педали и при этом пользоваться тормозом.

Ободные тормоза

Торможение обеспечивается прижимом тормозных колодок к специальной дорожке на ободе колеса. Самый популярный на сегодня вид тормозов. Достаточно эффективные тормоза с отличной ремонтопригодностью.

Отличаются способом приведения тормозных колодок к ободу, а вот принцип действия разных вариантов ободных тормозов одинаков. Идеальный выбор для новичков: легко устанавливаются, легко регулируются и очень просто ремонтируются в полевых условиях.

Существуют четыре типа ободных тормозов: клещевые, кантилеверы, гидравлические и V-brake (вибрейки). Подробнее о каждом типе:

  • V – brake. При максимально сомкнутом состоянии, рычаги тормоза образуют букву V. Лучшая эффективность среди всех ободных тормозов. Самый востребованный тип и по популярности обгоняют даже дисковые.
    V-Brake тормоза велосипеда
  • Кантилеверы – прообраз V-brake тормозов.  Были популярными в прошлом.  Более сложные в настройке, с появлением V-brake, потеряли актуальность.
    Кантилеверы велосипеда
  • Клещевые — называются так из-за рычагов, которые по виду напоминают клещи. Сегодня используются только на шоссейных моделях из-за самой маленькой массы. Менее прочные, чем другие типы, из-за всего одной точки крепления к вилке.
    Клещевые тормоза велосипеда
  • Гидравлические — усилие от тормозной ручки на тормозные колодки передается гидролинией, заполненной специальной жидкостью. 

Преимущества и недостатки у всех типов ободных тормозов одинаковые.

Гидравлические тормоза велосипеда

Недостатки ободных тормозов:

  • Любые частички или жидкость, попавшие между поверхностью обода и тормозными колодками, снижают эффективность торможения, ускоряют износ колодок, а в тяжелых случаях снимают стружку и протирают обод.
  • Могут погнуть или раздвинуть перья вилки велосипеда.
  • Тормозные колодки изнашиваются довольно быстро. Благо, они недорогие.
  • Погнутый обод сильно снижает эффективность работы тормоза и вызывает неравномерный износ колодок.

Достоинства ободных тормозов:

  • Небольшая нагрузка на спицы и обод велосипеда.
  • Невысокая цена по сравнению с дисковыми тормозами.
  • Позволяют длительное использование тормоза, хотя могут перегревать обод.
  • Очень легкие, если сравнивать с дисковыми тормозами.
  • Простой уход и настройка.

Дисковые тормоза велосипеда

Дисковые тормоза велосипеда

Дисковые тормоза — самые современные тормоза, стремительно вытесняющие все остальные типы. Состоят из тормозной ручки, тормозного троса или гидролинии, тормозного диска (ротора) и тормозной машинки (калипера).

Усилие от тормозной ручки через тросик или гидролинию передается на тормозную машинку — калипер, закрепленный на вилке возле оси колеса. Калипер передает усилие на тормозные колодки и сжимает ротор, установленный на втулке колеса.

Преимущества дисковых тормозов:

  • Ротор и колодки находятся высоко от дороги и слабо загрязняются.
  • Дисковый тормоз позволяет точно настроить усилие торможения.
  • Геометрия обода колеса не влияет на эффективность торможения.
  • Обод не изнашивается, при правильной регулировке большой срок службы механизма.

Недостатки дисковых тормозов:

  • Тормозные колодки разных фирм не совместимы между собой.
  • Чрезмерно нагружают ступицу и спицы колеса при торможении.
  • Ремонт требует квалификации и специнструмента и в полевых условиях почти невозможен.
  • Вес больше, чем у ободных систем.
  • Хорошие дисковые тормоза дороги. А дешевые дисковые уступают по эффективности равным по цене или более дешевым ободным
  • Калипер может мешать установке на велосипед заднего багажника.

При всем разнообразии тормозных систем, основная конкуренция происходит сегодня между V-brake и дисковыми тормозами. V-brake занимают нижнюю ценовую нишу, а также спортивный сегмент с жесткими требованиями к весу велосипеда. Хотя считается, что будущее за дисковыми тормозами, для обычной неагрессивной езды ободные тормоза все еще очень хороши.

Купить велосипедные тормоза в Киеве с доставкой по Украине можно у в VeloGO.

Комментарии

Пока нет ни одного отзыва. Оставьте отзыв первым
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии Вход
Задавайте питання в Instagram Задавайте питання в Telegram