Сравнение групп SRAM vs SHIMANO
Ни для кого не секрет, насколько меняет мир конкуренция. Монополист и изобретатель мобильной связи Motorola в 1990-х годах уступил лидерство Nokia. Затем Samsung и Apple в 2007 году сместили с трона нового короля рынка, а теперь борются между собой и вместе отражают натиск молодых китайских производителей. Эта гонка за лидером происходит в любой отрасли, ведь всегда есть возможность предложить покупателям лучшее качество за меньшую цену или создать новый продукт, не имеющий аналогов среди уже известных.
Долгое время эволюция велосипедов шла экстенсивным методом. В первую очередь байк рассматривался покупателями как средство передвижения, а велоспорт еще был увлечением и не чуствовал запаха больших денег. В таких условиях развивалась Shimano. Каждая марка велосипедов использовала свои комплектующие, разнообразие вариантов запутывало покупателя. Японская марка предложила упорядоченную линейку оборудования, и казалось, наступила идиллия. Выбор упростился, покупатель наконец-то смог напрямую сравнивать велосипеды разных марок (Shimano захватила более 80% рынка), просто сравнив класс установленного оборудования и посмотрев на цену готового изделия.
Казалось бы, все хорошо, все довольны и, тем не менее, в 1987 году у Shimano появился конкурент. Три партнера – Скотт, Рей и Сэм создали компанию SRAM. Пятнадцать лет спустя SRAM удалось сравняться с Shimano по объемам продаж. Мы не будем детально рассматривать все шаги, которые проделала SRAM на пути к росту, ограничимся подведением итогов и узнаем основные принципы успеха SRAM, а также дадим ответы на возникающие вопросы. Сейчас можно встретить любителей, жарко аргументирующих свой выбор в пользу первого или второго производителя, мы же постараемся быть объективными.
Причины успеха SRAM или как все начиналось
Многим любопытно, как у троих основателей получилось создать легенду мирового масштаба и сравняться с признанным гигантом, а затем и превзойти соперника. Парни из SRAM, начиная бизнес, знали, что сделать лучше, чем у Shimano, применяя методику самой Shimano, невозможно. Налаженная технология, миллионные масштабы, узнаваемый бренд и доверие клиентов – сильные стороны Shimano. Поэтому пришлось использовать новые технологии, экспериментировать с конструкцией и материалами.
Создатели SRAM длительное время выступали в велоспорте. Как и многие другие, они использовали оборудование Shimano. Наступил момент, когда велосипеды участников мало отличались друг от друга, а физические параметры гонщика улучшать бесконечно нельзя. В спорте победу приносят секунды и концентрация на главном, поэтому каждый участник гонки подгонял конструкцию велосипеда под себя. SRAM начинала с маленького цеха по сборке велосипедов и адаптации к гонкам.
Успех пришел после того, как на грипшифтах SRAM был выигран чемпионат мира. Традиционные манетки требовали внимания при переключении передач. Выполненные по типу мотоциклетных, грипшифты сделали переключение передач на спортивном байке надежным и быстрым. Сначала единичные спортсмены использовали новинку, но уже в 1989 году Cannondale первым из крупных производителей массово устанавливает грипшифты на свои чемпионские модели велосипедов. На тот момент SRAM существовала менее 2 (!) лет. Затем новинка появилась на брендовых велосипедах Giant, Specialized, Trek, GT, Univega, Schwinn.
Меньший вес, простота конструкции, естественный хват – несомненные плюсы грипшифтов. Стандартные манетки могут задавать только три положения переключателя и часто невозможно избежать трения цепи о переключатель. Грипшифты позволили тонко подстроить положение переключателя.
В общем, профессионалы одобрили новшество, но нельзя сказать, что манетки устарели или стали ненужными. Там где не требуется ювелирная точность - велотуризм, ежедневные покатушки, три фиксированных положения переключателя еще долго будут актуальны. Shimano на всякий случай скопировали систему грипшифтов. Обе системы переключения существуют параллельно и выбирать только вам.
SRAM против Shimano
Совместимость SRAM и Shimano подразумевает совместимость между переключателями и манетками. Однако передаточное число между манетками и задними переключателями у производителей отличается
-
У Shimano соотношение 2:1
-
У SRAM соотношение 1:1
Однако частичная совместимость сохраняется. Некоторые компоненты SRAM и Shimano можно использовать вместе:
-
Манетки SRAM на 10 скоростей может применяться с переключателем Shimano на 9 скоростей;
-
Задний переключатель Sram на 9 скоростей подойдет к манеткам Shimano на 10 скоростей;
Ограничений по совместимости для передних переключателей и манеток нет.
Для простоты понимания приводим таблицу совместимости SRAM и Shimano:
Кассеты и цепи две фирмы применяют одинаковые, хотя SRAM имеет несомненное преимущество. В цепях от SRAM есть замок Power Link. Благодаря ему возможно в полевых условиях, без применения выжимки цепи или другого инструмента, снять цепь для чистки или ремонта. Доказано, что попеременная замена каждые 300-500 км пробега комплекта из 3 цепей, уменьшает износ звезд и переключателей, по сравнению с вариантом, если бы цепь менялась после 100% износа.
Стоит отметить, что SRAM прямо говорит о совместимости своей продукции, а Shimano выступает против совместного использования оборудования.
Сравнительная классификация SRAM и Shimano
Если у Shimano присутствуют четкие классы оборудования, то классификация SRAM затруднена. В своем развитии SRAM была вынуждена выпускать только лучшее, кроме того, фирма начинала свой путь с узкого спектра продукции, постепенно дополняя перечень, скупая такие же узкоспециализированные фирмы и присоединяя их ассортимент к своему. SRAM имеет линейку продуктов X0, которая не соотвествует ни одному классу Shimano. Просто потому, что у конкурента пока нет подобных технологий изготовления и опыта применения. Линейка X0 включает новый задний переключатель и манетки из материалов повышенной упругости.
Класс компонентов |
Группа |
Краткое описание |
Топ |
SRAM X9 |
Кроме заднего переключателя в группу включаются тормоза, как V-Brake, так и дисковые. Система рассчитана на 27 передач. |
Shimano XTR |
Примерный аналог, широко применяется алюминий и композиты. Роликовые подшипники промышленного класса, усиление титаном. Легче конкурента на 20 граммов |
|
Высокий |
SRAM X7 |
По сути, аналог X9 с применением более дешевых и тяжелых материалов. Износостойкость и четкость переключения сохраняется |
Shimano XT/LX |
НИ в чем не уступает сопернику, промышленные подшипники на роликах, литая конструкция без фрезерования. |
|
Хороший |
SRAM X5 |
Самая массовая линейка. Удобное и выносливое оборудование, если вы не устанавливаете рекорды. Запас прочности достаточен для любителя а цена в пределах разумной. До 27 передач. |
Shimano Deore |
Проверенное временем решение от Shimano. Хит продаж и оптимум цена/качество |
|
Средний |
SRAM X4 |
Чуть меньше передач, максимум 24. Вполне подходит для неагрессивной езды. Большинство людей не заметит разницы со старшими комплектами. |
Shimano Acera/Alivio |
Таким оборудованием комплектуются начальные модели брендов A-класса по цене от 400 долларов. |
|
Начальный |
SRAM X3 |
Самое простое оборудование от SRAM, подходит для неторопливой езды рядом с домом. Значительно лучше начальных групп Shimano. |
Shimano Altus |
Эконом-вариант от Shimano. При этом фирма имеет еще более дешевые варианты типа Tourney, а китайские производители могут предложить совместимое оборудование (Shimano SIS) почти даром. Но говорить о комфорте в данном случае нельзя. Это оборудование предназначено для начальной установки на велосипед и имеет ограниченный ресурс, а регулировка и точная настройка либо невозможна, либо затруднена. |
Сравнив параметры, можно сказать, что в настоящее время SRAM ориентирована на запросы профессионалов и привлечение новичков или колеблющихся. Топовые и начальные комплекты SRAM однозначно лучше. Топовые от SRAM являются топовыми и по цене, если сравнивать с соперником. Средние по цене комплекты у обеих фирм почти равны. Хотя многие отмечают лучшую работу оборудования у SRAM.
Тенденция рынка для Shimano пока положительная, фирма может себе позволить выпуск проверенной временем продукции, снижая издержки и повышая доходность. SRAM больше соответствует имидж новатора, компания постоянно создает лучшее из просто хорошего. Shimano находится в выжидающей позиции и копирует удачные разработки конкурента, выдержав паузу на доработку.
К примеру, SRAM первой разработала нестучащий по раме на кочках задний переключатель. Два года спустя появился «тихий» переключатель Shimano Shadow. Но тишина в спорте – не главное. В первую очередь такой переключатель уменьшает вибрационную нагрузку на кассету и повышает ресурс компонентов, а также четкость переключения.
Еще пример – подвод тросика к заднему переключателю. SRAM первоначально выполнила его прямым, уменьшив трение и вероятность зацепить тросом за препятствие. Само собой, переключение передач тоже улучшалось. Shimano выжидала до 2007 года и даже потом применяет такой подвод только на некотором оборудовании. Дочерняя фирма SRAM в свое время прилично заработала, выпустив «костыль»-адаптер для реализации прямого подвода на переключателе Shimano. Приводим иллюстрации ниже. Слева направо: тросик переключателя Shimano, SRAM, Shimano Shadow и адаптер Avid RollerMagic.
Перспективное решение SRAM – применение системы 2х10(12). Две передних звезды работают с 10-12 задними. Преимущество состоит в отказе от одной большой тяжелой передней звезды в пользу одной-двух легких маленьких сзади. Общий диапазон передаточных чисел трансмиссии сохраняется, но суммарный вес конструкции меньше
Для подготовленного пользователя вопрос выбора производителя обвеса очевиден. При самостоятельной сборке байка на оборудовании SRAM получаем преимущество в соотношении «цена-качество» либо в характеристиках. На стороне Shimano играет доступность комплектующих. По крайней мере, у нас в стране.
Напомним, что купить Shimano в Киеве можно в нашем интернет магазине VeloGO.